Правила игры в керлинг

Под понятием «керлинг» имеется в виду спортивная игра, цель которой пустить камень на лед и помочь ему достигнуть центра внешнего круга, который расположен в самом конце поля. В соревновании участвуют две команды.

Этот спорт не так давно появился и в Олимпийской программе.

История

История этого вида спорта зародилась в Шотландии, где впервые был найден камень, являющийся основным инструментом этой игры еще в 16 веке. Находка эта была найдена в городе Данблейн, а теперь она находится под чуткой охраной музея Стирлинга Смита.

Само же название спорта появилось немного позднее в 17 веке и впервые прозвучало в поэме Г. Адамсона. По-другому эту игру называли «рев игры»: дело в том, что когда камень передвигался по полю, то издавал характерный звук. Сейчас же особое распространение это игра получила в Канаде. Впервые же керлинг получил статус вида спорта после чемпионата мира в 1959 году, но тогда в нем принимали участие исключительно мужчины.

Канада была первым победителем в этом виде.

Керлинг: правила игры для чайников

Из-за того, что керлинг вошел в мир спорта достаточно недавно, то он еще не успел получить достаточно большое освещение в медиа, а также не завоевал любовь большого количества поклонников. Однако первая фанатская база у него все же есть, поэтому эта игра понемногу распространилась не только в северных, но и в южных регионах. Она также широко известна как «шахматы на льду».

Эта игра не похожа ни на один из существующих видов спорта, хотя сами правила достаточно просты, если в них разобраться. В одной игре могут принять участие только две команды, в каждой из которых участвуют по 4 человека. Их задача передвинуть камни к цели и при этом заработать очки, опередив соперников. На то, как быстро двигается камень и его скручивание, влияют сами игроки, обязанность которых состоит в расчищении льда на его траектории.

Ограничений по времени у этого вида спорта нет. В одном матче обычно от 8 до 10 периодов, при этом такие временные рамки получили название «энды». Один период длится около 15 минут, а в целом энды могут проходить от часу до 3.

В качестве площадки здесь выступает большой ледяной прямоугольник. Само поле достаточно широкое и может достигать до 5 м, поэтому практикуется одновременное проведение турниров на одной площадке между несколькими командами. В отличие от хоккея и фигурного катания, здесь игрокам приходится передвигаться на специальной обуви, которая имеет гладкое покрытие.

Каждая команда должна бросить 8 камней. Перед началом игры проводится жеребьевка, по результатам которой победитель выбирает цвет ручки снаряда. Подсчет очков производится только когда все камни заброшены. Очко получает каждый камень, который обгоняет снаряд противника. Также, чтобы заработать бал, камень должен обязательно оказаться в одном из кругов (т.е. «в доме») либо ручка должна хотя бы над ним висеть.

Побеждает команда, которая получает больше очков после завершения всех периодов. Если же команды сыграли в ничью, то судья назначает дополнительный раунд. Также за участниками остается право признать свое поражение до окончания игры, в случае если они считают, что победить точно не удастся.

Однако некоторые чемпионаты могут устанавливать обязательно количество, которые игрок обязаны сыграть.

Керлинг: основные правила

Согласно правилам игры, принимать участие в ней может человек возрастом от 10 лет вне зависимости от пола. Общие правила проведения игры распространяются в том числе и на юниоров, и на старшую группу. Изменения в правилах возможны только в рамках проведения соревнования на колясках.

Керлинг-лист (curling sheet)

Поле, как уже говорилось ранее, сделано в виде прямоугольника с параметрами длины около 45 м, а также шириной 4,5 метра. Границы отмечены линиями, которые должны быть стандартизированы в соответствии с релизом.

«Дом» располагается в следующей зоне: на пересечении центральной линии и «tee line» и параллельно последней.  Вместе с «back line» эти линии разделяют все поле на кварталы. Внутри цели расположены кнопка и три круга диаметрами четыре, восемь и двенадцать футов. Для того, чтобы команда заработала баллы, она должна привести свой камень в один из этих кругов, а в идеале в центральную зону.

Таким образом, с помощью кругов можно увидеть, чей камень оказался ближе к цели.

Камень

Материалом для снарядов выступает гранит. При этом для игр международного масштаба выбор материала еще уже – гранит для таких камней добывают в Уэльсе и в скалах Эйса Крейта.

Камень не полностью касается льда – поверхность, которая непосредственно скользит по полю получила название «бегущая поверхность». Сверху камня крепится ручка, которая позволяет управлять снарядом и вращать его.

В случае если во время игры камень разламывается, то место, куда кладут новый, согласовывается с участниками. Если же согласия не удалось достичь, то энд играется заново. Также снаряд подлежит удалению, если он переворачивается и падает на бок.

Метла

Перед игрой у участников есть право на выбор метлы, с которой они проведут все состязание. Именно эти инструменты позволяют участниками влиять на скорость и движение камня. Щетка или метла очищают ледяную поверхность и сглаживают его, за счет чего камень начинает двигаться быстрее.

Сами метлы не должны мешать игрокам во время состязания.

В случае поломки щетки ее заменяют на тот же тип.

Доставка или бросок

Стоит напомнить, что в игре принимает участие по 4 игрока от каждой команды.  Игроки доставляет по 2 камня, а затем приходит очередь их соперников. Жеребьевка решает, какая из команд будет первой доставлять камень в «дом».

Правила игры достаточно четкие, поэтому здесь прописаны как позиции всех игроков, так и их возможные действия. Все участники должны бросить камень и подметать перед ним путь. Не играет только скип – это капитан команды. В его обязанности входит разработка общей тактики, а также управление всеми игроками с другого конца поля.

Правила не регламентируют, когда скип может тоже бросить камень. Традиционно это происходит в конце игры, но также не запрещено делать этого в самом начале. Обязанность скипа – это оценка со стороны самого поля, камня, а также на анализе этих параметров разработка стратегии бросков.

Перед тем, как совершить бросок, участники очищают снаряд и путь. По которому предполагается его бросить, иначе любые внешние факторы могут изменить движение камня, и команда потеряет свои баллы.  При совершении броска участник обычно немного отклоняется от центра в зависимости от руки, которая будет бросать. При этом в правилах существует два возможных вида бросков: по Манитобу (участник делает скольжение) или обычный (ноги стоят на поверхности).

Тот, кто бросает камень, должен успеть его отпустить до пересечения hack line, иначе судья примет решение о дисквалификации игрока.

Свипинг

После того, как метатель запускает камень, игроки с метлами начинают расчистку пути, при этом их действиями руководит скип. Метлы не только расчищают поверхность, но и подтапливают ее, за счет чего трение уменьшается. Навыки работы с метлами и щетками напрямую влияют на игру команды, поэтому они являются основой в керлинге. Эти движения игроков позволяют снаряду двигаться по прямой траектории, но не для всех ситуаций такой исход окажется благоприятным.

Игра не проходит в тишине: капитан и команда взаимодействуют с помощью криками через все поле о снаряде и линиях на льду. Некоторые игрок практикуют собственную систему счета, позволяющую указать в какую зону планируется выбросить камень. Кто-то засекает время до линии hack line – оба эти способа разрешены правилами.

Свипинг выполняется тогда, когда игроки расположились на противоположных концах поля. Делать это можно до полосы tee line в любой позиции. Однако после того, как снаряд переходит линию, имеет право говорить только один из участников.

Типы бросков

В зависимости от стратегии игроков они могут использовать абсолютно разные типы бросков. Ниже приведен перечень наиболее распространенных типов:

  • Защитник – этот камень устанавливают перед снарядом, который прошел наиболее удачно, чтобы в дальнейшем защитить его. Также он может воспрепятствовать броску команды-противника.
  • Антифриз – бросок, при котором камень встает за уже брошенными. Сделать его очень трудно, поэтому на практике его можно редко увидеть.
  • Дро – бросок камня в «дом» либо вплотную перед ним;
  • Взрыв – это атакующий бросок, который способен выбить снаряды противника из их позиций. Применяется в последнюю очередь, когда других вариантов просто нет
  • Кетчер – бросок, защищающий другие снаряды, располагается за tee line,
  • Двойной вынос – сильный удар, который способен выбить из игры сразу два камня. Однако не считается за выстрел, если удаляется доставленный камень и еще один.
  • Рейз — бросок, позволяющий подвинуть камень прямо в центр,
  • Рейз тейкаут – стратегический бросок, с помощью которого снаряд касается второго камня, который за счет силы толчка касается третьего.

«Горящий камень»

Во время игры случаются ситуации, когда участники могут задеть камень щеткой либо своим телом. В этом случае подразумевается, что игрок должен сам сказать о нарушении. Штраф зависит от игрока, а также от позиции самого камня в момент нарушения. Наказание в этой игре может быть разным: камень могут вернуть в первоначальное положение либо его уберут с поля.

Молот

Это понятие применяется к камню, который доставляется последним. Он является преимуществом для команды. В самом начале обговаривается момент, кто получит молот в первом периоде. Этот вопрос решается либо также посредством жеребьевки, либо розыгрышем (последний используется в основном на Олимпийских играх). Суть метода «ничья в кнопки» заключается в том, что выигрывает так команда, которая бросит свой снаряд ближе к дому.

Далее участники, которые не забили камень на этапе, становится второй по очереди броска, поэтому последний камень остается за ними. Если же никто не смог забить камень в центр поля, то такой период называется «глухим», поэтому право броска остается у тех же участников.

Молот позволяет добрать недостающие очки команде.

Свободная охранная зона (fgz)

Этот термин обозначает зону скручивания двух линий без учета центра. Камни в этой зоне должны стоять до того момента, пока каждая команда не забросит пять снарядов. Если чей-тот камень выбивает снаряд из охранной зоны, то его бросок не считается: камень удаляется, а снаряд остается на месте.

Данное правило введено недавно в регламент для соревнований и получило наименование «Правило пяти камней». Основной причиной его введения были ситуации на поле, когда одни участники брали верх над противниками, а потом начинали выбивать их снаряды. В этих случаях вторая команда полностью теряла надежду на победу и могла максимум заработать 1 балл. Не все любители игры приветствуют новое правило – некоторые говорят, что игра перестала быть настолько интересной.

Стратегии

Тактика поведения играет важную роль на протяжении всего соревнования. Она зависит преимущественно от навыков и опыта спортсменов, льда, счета, а также оставшегося времени. Капитан может дать установку на агрессивное поведение либо оборонительное. В первом случае участники будут активно набирать очки, а сама игра станет более динамичной и интересной. Особенно это важно, когда счет практически равный.

Обычно команда, которая не получила «молот» старается забить 4-футовую зону, чтобы помешать соперникам забросить камень в цель. И наоборот, команда с правом последнего камня будет стараться избегать этой зоны. Вообще же имея «молот» лучший вариант – это постараться заработать два очка. Ведь если команда этого не сделает, то она потеряет свое преимущество. В случае, когда капитан понимает, что добыть два очка уже не получится, то разыгрывается тактика, когда снаряд участников старается выбить все имеющиеся камни в поле.

В результате балы потеряют обе команды.

Подсчет очков в игре

Как уже говорилось ране, победителя определяют по максимальному количеству набранных баллов. Подсчет ведется по окончанию энда. Игроки забрасывают 8 камней, а затем определяется ближайший снаряд к цели – это игрок и получает победу в тайме. Поэтому стратегия может меняться практически до самого конца одного периода.

Баллы считаются в том случае, если камень находится в 12-футовой зоне либо он частично находится за краем линии. Иногда очень сложно определить это с помощью человеческого глаза, поэтому на крупных соревнованиях используют специальные приспособления – однако их применяют только по завершению одного этапа.

Виды табло

Все результат двух команд можно увидеть на табло, которое бывает нескольких типов:

Бейсбольные табло: на них отражаются результаты по каждым эндам (иногда используется 11 зон, в случае назначения дополнительного периода), а также зона для итоговых подсчетов. Под ними располагаются строки с названием команд, где можно следить за результатами, а также общими баллами за всю игру.

Клубное табло. Представляет собой доску с 11-значными картами. Целые числа отображают возможные и полученные за игру балы, а также в строках с названием команд отображаются результаты эндов. Отличаются от бейсбольного варианта тем, что в первом случае может понадобиться большое количество кратных чисел.

Что такое «снеговик»?

Еще один термин, используемый в игре. Он представляет из себя идеально сыгранный период, т.е. команда получает за него 8 очков (это и есть «снеговик»). На практике так сыграть период практически невозможно, поэтому Канадская ассоциация керлинга подготовила специальную награду той команде, которой удается достигнуть этого результата. Последний такой случай имел место в 2007 году, когда команда по керлингу за такой маневр получила 8000$.

Если смотреть статистику по Олимпиаде, то таких случаев там ни разу не было. Наибольший результат достигла Ева Муирхед из Шотландии. Она смогла достичь на Олимпиаде в Сочи, проходившей в 2014 году, показателя в 7 баллов за один энд. Если говорить о парных соревнованиях, то рекорд пока составляет 6 очков за один энд – он был поставлен в 2018 году.

Подводя итог

Несмотря на соревновательный характер, атмосфера в этом виде спорта сохраняется дружественной между двумя противниками. Участники могут поздравить другу друга с удачным броском или свипингом. Перед началом игры все игроки желают друг другу удачи, а все соревнование пропитано истинным «духом керлинга».

Рейтинг
( 8 оценок, среднее 3.88 из 5 )
Будзинский Станислав/ автор статьи
Рад приветствовать Вас на моем сайте про ставки на спорт и тонкости из спортивного мира! Я буду рассказывать вам все простым и понятным языком, а если появятся вопросы - с удовольствием отвечу в комментариях!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
BET4LIFE.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: